Дачники - плательщики земельного налога
Если физлицом — пользователем земучастка, предоставленного для ведения садоводства, не оформлено право собственности в соответствии с действующим законодательством, то плательщиком земельного налога в бюджет является СТ.
Земля товарищества
СТ для выполнения своих уставных заданий пользуется двумя категориями земель:
• землями, выделенными для ведения садоводства;
• землями общего пользования.
Согласно ст. 35 ЗКУ граждане Украины из земель государственной и коммунальной собственности имеют право приобретать безвозмездно в собственность или на условиях аренды земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства.
При этом земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельхозкультур, а также для возведения необходимых домов, хозяйственных сооружений и тому подобное.
К землям общего пользования СТ относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями общего пользования. Такие земли безвозмездно передаются СТ в собственность по ходатайству общества к органу исполнительной власти (или местного самоуправления) на основании документации по землеустройству относительно формирования земучастков или технической документации по землеустройству относительно установления (возобновления) границ земучастка в натуре (на местности).
Земля члена СТ
Упомянутой выше ст. 35 ЗКУ также установлено, что использование земельных участков СТ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ. Член СТ имеет право приватизировать земельный участок, при этом согласия других членов этого товарищества не требуется. Бесплатная передача участков в собственность граждан из земель гос(коммун)собственности осуществляется в пределах норм бесплатной приватизации (п. 3 ст. 116 ЗКУ). В частности, для ведения садоводства — не больше 0,12 га (ст. 121 ЗКУ).
Член СТ, заинтересованный в приватизации земельного участка, который находится в его пользовании, подает заявление соответствующему органу исполнительной власти или органу местного самоуправления (ст. 118 ЗКУ).
При этом должны быть зафиксированы изменения относительно субъекта права собственности на землю. Земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании граждан или юрлиц, передаются в собственность или пользование только после прекращения права собственности или пользования (п. 5 ст. 116 ЗКУ). То есть, в случае приватизации земучастка членом СТ такая земля перестает быть землей, которая находится в собственности или пользовании товарищества.
Помните! Предоставление земучастков СТ в собственность не членам СТ противозаконно (письмо Госземагентства от 27.11.13 г. № 27-28-0.17-19951/2-13). По нормам ст. 155 ЗКУ такой акт признается недействительным.
Плательщики земельного налога
Согласно ст. 269 НКУ плательщиками земельного налога являются владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.
Заметьте: землепользователями считаются юридические и физические лица, которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (п.п. 14.1.73 НКУ).
Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании (п.п. 270.1.1 НКУ).
Чья земля, тот и платит налог
В ситуации, которая стала предметом этого разговора, имеем три разновидности объектов обложения земельным налогом. А именно земельные участки:
1) приватизированные членами СТ;
2) которыми пользуются члены СТ, но не приватизированные ими;
3) общего пользования СТ.
Рассмотрим каждый вид, определяя ответственных за уплату налога.
1. С приватизированными земучастками все ясно. Земналог должны уплачивать реальные владельцы, то есть члены СТ. Начисление физическим лицам сумм налога проводится контролирующими органами (по месту нахождения земучастка с направлением (вручением) плательщику до 1 июля текущего года налогового уведомления-решения (НУР) (п. 286.5 НКУ). Налог платится в течение 60 дней со дня вручения НУР2.
2 Об этом шла речь также в публикациях «Земельные платежи физических лиц: главные акценты» «БН», 2018, № 10; «Плата за землю: пришла очередь физических лиц» «БН», 2017, № 25.
2. Неприватизированные земучастки де-юре остаются в статусе земель собственности (пользования) товарищества. Учитывая это, логично утверждать, что платить налог за них должно СТ как юрлицо. Согласно пп. 286.2 и 286.3 НКУ юрлица-плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога и подают налоговую декларацию:
• либо один раз на текущий год — не позже 20 февраля текущего года3;
3 Вопрос декларирования юрлицами земельного налога на 2018 год нами рассмотрен в статье «Земельный налог: пришло время отчитываться на 2018 год» «БН», 2018, № 5.
• либо ежемесячно — в течение 20 календарных дней месяца, который наступает за отчетным.
Обязательство относительно платы за землю, определенное в:
• декларации на текущий год, платится равными частями ежемесячно в течение 30 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного месяца (п. 287.3 НКУ);
• декларации за отчетный месяц, — в течение 10 календарных дней, которые наступают за последним днем соответствующего предельного срока для подачи декларации (п. 57.1 НКУ). Кстати, в этом случае срок уплаты может «перескочить» 30 число. Это при условии, что плательщик воспользуется п. 49.20 НКУ относительно переноса срока подачи декларации в случае, если последний день срока подачи декларации приходится на выходной или праздничный день.
Отметим, что относительно таких неприватизированных земель СТ позиция налоговиков, к сожалению, неоднозначная. Так, в «свежем» письме ГФСУ от 13.04.18 г. № 1569/ІПК/08-01-12-03-16 контролеры утверждают, что обязательства по земналогу возникают у членов СТ, которые не воспользовались правом на приватизацию и используют такой земельный участок в общей совместной собственности.
Такой подход считаем спорным. Повторяем, в этом случае субъектом права собственности на землю является товарищество, а значит, от его имени и должны проводиться платежи. Обязательства у «неприватизированных» членов СТ априори не могут возникнуть при отсутствии данных в Госземкадастре, которые являются основанием для начисления земналога (п. 286.1 НКУ).
Другое дело, что в учредительных документах СТ может быть предусмотрена обязанность таких членов общества компенсировать обществу суммы земельного налога, уплаченные за их участки. Возможно, это и имели в виду контролеры, однако сказали неудачно. Как, кстати, и об общей совместной собственности. В общей собственности могут находиться только приватизированные участки. А в общей совместной собственности могут находиться земельные участки: супругов, членов фермерского хозяйства, совладельцев жилого или многоквартирного дома (ч. 2. ст. 89 ЗКУ). То есть земельный участок не может находиться в общей совместной собственности СТ и его члена.
Кстати, в другом письме ГФСУ от 13.01.17 г. № 447/К/99-99-13-02-03-144 позиция контролеров адекватная.
4 См. консультацию «Садовое товарищество: за какую площадь платить земельный налог» «БН», 2017, № 6.
Если физлицом — пользователем земучастка, предоставленного для ведения садоводства, не оформлено право собственности в соответствии с действующим законодательством, то плательщиком земельного налога в бюджет является СТ. В случае наличия у физического лица — члена СТ приватизированного земельного участка налог самостоятельно платится владельцем на общих основаниях. Аналогичное указано в письме ГНСУ от 20.11.12 г. № 2723/0/141-12/С/17-3214 и в консультации категории 112.01 ЗIР ГФСУ (ср. 025069200).
3. Теперь относительно земель общего пользования СТ. Какие земельные участки к ним относятся, мы уже сказали выше. Налоговики утверждают: обязанность по уплате земналога за такие земли лежит на товариществе. Платежи должны быть за счет членов СТ, которые воспользовались и не воспользовались правом на приватизацию земельных участков (письмо ГФСУ от 13.04.18 г. № 1569/ІПК/08-01-12-03-16). Согласны, в принципе, это справедливо. По характеру использования именно таким землям (дорогам, проездам и тому подобное) уместно определение как участков в общей совместной собственности.
Льготы физическим лицам
Категории физических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога, определены п. 281.1 НКУ. Это:
• инвалиды первой и второй групп;
• физические лица, которые воспитывают 3 и больше детей в возрасте до 18 лет;
• пенсионеры (по возрасту);
• ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
• физические лица, признанные пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы.
Освобождение распространяется на земельные участки по каждому виду пользования в рамках предельных норм, в частности, для ведения садоводства не больше чем 0,12 га. Чтобы воспользоваться льготой, физическое лицо должно подать в контролирующий орган по местонахождению земельного участка заявление произвольной формы о предоставлении льготы и документы, которые удостоверяют право такого лица на льготу. К ним налоговики относят паспорт, пенсионное удостоверение, удостоверение «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», удостоверение «Потерпевший от Чернобыльской катастрофы», удостоверение «Участник боевых действий», удостоверение «Инвалид войны (первой и второй группы)», удостоверение «Участник войны», удостоверение «Член семьи погибшего» и тому подобное (категория 112.04 ЗIР ГФСУ)5.
5 На это мы обращали ваше внимание в статье «Земельный налог & физические лица: чему быть, того не миновать»! «БН», 2016, № 27-28.
И еще один момент.
Обратите внимание! В соответствии с п. 286.7 НКУ юрлицо уменьшает налоговые обязательства по земельному налогу на сумму льгот, которые предоставляются физическим лицам в соответствии с п. 281.1 этого Кодекса за земельные участки, которые находятся в их собственности или постоянном пользовании и входят в состав земельных участков такого юрлица. Налоговики даже рекомендуют членам СТ подавать копии «льготных» документов товариществу, чтобы оно уменьшило земналог (письмо ГУ ГФС в Харьковской области от 15.01.16 г. № 119/С/20-40-17-02-12).
Однако, на наш взгляд,? эта норма работает только относительно приватизированных участков. Ведь, кроме права на льготу, член СТ должен подтвердить свое право владения или постоянного пользования таким земучастком. А такие права подлежат государственной регистрации.
Поэтому за земельный участок, которым пользуется член СТ-льготник (выделен ему по решению общего собрания или правления СТ), товариществу безопаснее платить земналог. По крайней мере, если у СТ нет индивидуальной налоговой консультации, в которой контролеры прямо разрешают применить льготы к неприватизированным участкам.
2020.10.02 https://i.factor.ua